вторник, 24 июня 2008 г.

Все эти взгляды наш философ решительно отвергает и противополагает им свое определение восприятия,

Все эти взгляды наш философ решительно отвергает и противополагает им свое определение восприятия, как источ- 204 ника познания, отличающегося от мышления. Следовательно, оно гораздо древнее тех источников, на которые ссылается Tippani. Кумарила был современник Дхармакирти, а из найяиков мы впервые встречаем упоминание об этом определении у Уддьотакары. Конечно, вопрос о роли мышления в восприятии мог обсуждаться в этих школах и раньше помянутых авторов. Некоторые указания на это можно видеть в NyaysOtr'e I. 1. 4, где pratyaksam, между прочим, определяется как vyavasayatmakam, a vyavasaya всегда предполагает мышление. Но несомненно, что он был поставлен ребром впервые именно Дигнагой (ср. NVTT. 102), и что остальные школы развили свое учение о восприятии, соединенном с мышлением, под несомненным влиянием буддистов. См. об этом в главе об учении брахманских систем о восприятии. Кроме того, это первое свойство восприятия имеет еще целью отличить восприятие от другого источника правильного познания, от умозаключения, которое уже всецело составляет область мышления. Второй признак восприятия, его отличие от иллюзии, так же имеет в виду ответить на целый ряд вопросов, связанных со спорами о значении восприятия в нашем познании. Школа йогачаров, собственно та часть ее, которая следовала традиции (см. NBTT. 1819), признавала все наше знание о внешнем мире совершенной иллюзией. Это была школа догматического идеализма, которая признавала бытие лишь одних представлений. Неиллюзорное знание есть такое знание, которое соответствует воспринимаемому объекту, говорит автор Tippani, а так как, по учению этой школы, всякое чувственное знание не соответствует воспринимаемому объекту, См. NBTT. 19. Эти указания безусловно верны в том смысле, что такого рода разногласие во взглядах на роль мышления в восприятии действительно существовало между различными школами, в его время. Но исторически его взгляд неточен. Определение восприятия как источника знания, противополагаемого мышлению, было впервые дано Дигнагой. Ночь пожирателей-каннские львы!

Комментариев нет: